Можно по-разному оценивать прошедший период и достигнутые результаты – “опьяняющая эйфория” с попытками построения ”большой политики”, период метаний и поисков своего ”уникального” пути, время стабильности и непредсказуемости, поражений и побед. Важно одно, и это главное достижение молдавских политиков: на карте мира существует международно признанное европейское государство – Республика Молдова!
Сегодня необходимо осознать важность перехода на качественно новый, “совершеннолетний”, уровень государственного развития, задача которого – укрепление мирового авторитета Молдовы.
Для достижения этой цели необходимо особое внимание уделить формированию и продвижению имиджа республики на мировой арене.
Какой сегодня имидж Молдовы в мире? Какого мнения о нашей стране, о нашей экономике и финансовом потенциале, о нашей культуре и традициях жители ведущих государств мира? К сожалению, – не самого благоприятного, не в должной мере соответствующего действительности. Данная ситуация касается не только нашей страны.
В настоящий момент внешний мир имеет очень смутное представление о большинстве постсоветских государств, о их культуре, экономическом потенциале и даже о размере территорий. Несмотря на значительный период, прошедший с момента развала СССР, практически все бывшие ее республики и сегодня воспринимаются как некая “серая масса” бывших социалистических стран, расположенных "где-то там далеко" - Словакию путают со Словенией, Балтийские государства с Балканами, Республику Молдову с Мальтой.
Что же необходимо сделать для того, чтобы качественно и эффективно решить задачу создания целостного, международно признаваемого и эффективного имиджа Республики Молдова?
Продвижение государственного имиджа в международном плане означает формирование и поддержание позитивных ассоциаций о стране, гражданах, национальных товарах и услугах, а также изменениях, отвечающих вызовам времени. Молдова должна развеять неблагоприятные предвзятые мнения и сложившиеся стереотипы.
С учётом принципов формирования и продвижения государственного имиджа и анализа международного опыта можно выделить следующие базовые системные шаги, необходимые для реализации поставленной задачи:
1. Поиск исключительных ценностей, характеристик и атрибутов, которые должны ассоциироваться или ассоциируются со страной. Определение "ключевой идентичности" страны. Представление "ключевой идентичности" в неких "видимых" предложениях для общественности (в форме культурных ценностей, стратегии развития, услуг, продуктов и т.п.).
Основа базы формирования государственного имиджа - "ключевая идентичность" государства. То есть те исключительные и значимые особенности, которые присущи данному государству, его народу, культуре и т.д. Это тот фундамент, на котором можно строить мнения, отношения и ассоциации среди целевых аудиторий. Источник формирования "ключевой идентичности" – это набор идей, ценностей, характерных особенностей, культуры, слов, образов, которые в совокупности создают в сознании представителей общественности определенные ассоциации с государством.
2. Проведение комплекса тактическо-организационных мер, направленных на информирование общественности (национальной и международной) и донесение до целевых масс "ключевой идентичность" Молдовы. Разработка и реализация Национальной программы продвижения имиджа Республики Молдова (на 2010 – 2015 годы).
С целью донесения до общественности “ключевой идентичности” страны, продвижения “национальной идеи” необходимо обеспечить реализацию комплекса проектов, затрагивающих разные стороны социальной, экономической, политической и информационной жизни международного сообщества, а именно:
- Медийные проекты (проведение комплекса PR-мероприятий в международном плане. Создание и обеспечение работоспособности международных новостных агентств, газет, журналов, ТВ каналов и др.);
- Экономические проекты (одна из традиционных форм - экономические международные форумы. Цели проекта - формирование благоприятного инвестиционного климата, интенсификация экономического сотрудничества, формирование представления о стране как о надежном и стабильном партнере);
- Культурные, научные, образовательные проекты;
- Социальные проекты (широкое участие в различных социальных международных проектах, начиная от активного участия в программах “За здоровый образ жизни”, заканчивая гуманитарной помощью населению стран, пострадавших от стихийных бедствий - один из наиболее традиционных, но, в то же время, действенных способов улучшения образа страны в мире);
- Спортивные проекты (участие в международных соревнованиях, проведение на территории Молдовы международных спортивных турниров, и т.д.);
- Проект "Празднества" (проведение праздников и торжеств, приуроченных к особо важным историческим датам, событиям; организация общественно-политических мероприятий официального статуса высокого уровня, торжественных мероприятий неформального уровня, встреч лидеров мировой политики и др.);
В ряде стран наблюдается подход, когда вопрос формирования и продвижения государственного имиджа поручается так называемому “совету по имиджу”, в который входят представители различных министерств, департаментов, неправительственных структур и общественности. Практика показала неэффективность данного подхода, который приводит к децентрализации ответственности, отсутствию системности и планомерности в реализации стратегически важной задачи.
Исследуя международный опыт, можно отметить, что для обеспечения эффективной, планомерной, комплексной работы над вопросом продвижения имиджа государства целесообразно на государственном уровне создать орган (государственное предприятие, департамент, агентство и т.д.) с соответствующими полномочиями и функциями.
Первоочередной задачей специализированной структуры отвечающей за продвижения имиджа республики должна стать разработка Национальной программы продвижения имиджа Республики Молдова (2010 – 2015 годы), определяющей основные задачи, инструменты, временные характеристики и финансовые ресурсы, необходимые для обеспечения целенаправленной и эффективной работы в рассматриваемом направлении.
Важно не только обеспечить качественное выполнение и мониторинг поставленных задач, отражённых в Программе, но и обеспечить, в случае необходимости, оперативность реакции на меняющуюся международную реальность.
Важно понимать, что от реализации данной программы, данных действий в значительной степени зависит экономический рост, международный авторитет и признание нашей страны в качестве достойного европартнёра.
Вячеслав В. Пержу
http://www.newsmoldova.ru/society/20090921/831928.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий